Оглавление.
Назад. Далее.

Народное образование.

…Некоторые так до сих пор ничего и не поняли. Именно благодаря широкому внедрению народного образования, строительству и открытию новых учебных заведений, привлечению в Уездный центр высокообразованных специалистов, Актюбинск не стал Иргизом, Тургаем, Челкаром, Кызылордой, Аральском и т.д.

В.Мощенский 1958 г.

Первым очагом народного образования в Актюбинском уезде является Актюбинское русско-казахское 2-х классное училище, открытое в  1881 году в Буртинской волости и переведённое в 1884 году в Укрепление Ак-Тюбе. История этого училища находится в непосредственной связи с общей историей “русского образования” в Тургайской области 70-х годов.

Со времени введения Нового Степного Положения 1868 года и выделения Тургайской области из Оренбургского края в самостоятельную административную единицу и разделением таковой на 4 уезда, а этих последних на волости и аулы - вскоре, после незначительных волнений местного населения, когда наступило спокойное сравнительно время, которое и предоставило возможность администрации заняться проведением в жизнь “начал гражданственности” согласно нового Положения. Имеется ввиду, что сближение местного населения с русскими, утверждение цивилизованных понятий законности и порядка зависит, прежде всего, от проведения в жизнь народного образования. И работа эта по тем временам была разрешена более-менее успешно благодаря энергичным стараниям начальника края генерал-губернатора Крыжановского.

Именно по его ходатайству в 1874 году специально для Оренбургского края был учреждён Особый учебный округ с попечителем во главе, главной задачей которого была выработка системы инородческого образования в крае вообще и казахского в особенности.

С 1875 года путём взимания с казахов покибиточного сбора начал создаваться школьный фонд на устройство училищ под наблюдением уездных начальников.

До 1874 года в области уже было 3 начальных училища и только в 1889 году замечается резкий поворот школьного дела. Решено было сначала построить “центральные” школы в уездных городах по типу сельских 2-х классных училищ, причём, на содержание каждого такого училища с интернатами для казахских мальчиков и с правом обучаться в качестве приходящих детей местных русских жителей отпускалось 4500 рублей в год. Для наблюдения за этими училищами была учреждена особая должность инспектора, на которую и был назначен в 1879 году Ибрагим Алтынсарин, окончивший в 1854 году курс школы для казахских детей при Оренбургской пограничной Комиссии. Через год были назначены инспектора Алекторов и Васильев. Все эти люди были преданы делу народного образования.

Первым по времени появления в области 2-х классным училищем (1979) было Иргизское. Затем  в 1880 году состоялось преобразование в 2-х классное училище Тургайского начального училища.

В том же 1880 году было преобразовано в 2-х классное училище и Кустанайское начальное училище, находившиеся в г. Троицке за неимением в то время уездного центра.

Так как в Актюбинском уезде (бывш. Илецком) только ещё намечен был центральный пункт в укреплении Ак-Тюбе, то временная Актюбинская школа 23 октября 1881 года была открыта на Бурте, в Буртинской волости. Для школы был установлен казахами общественный каменный дом. Первым учителем был назначен окончивший Казанскую учительскую семинарию Арсений Мазохин, воспитанник профессора И.Ильминского.

Постройка первого здания специально для школы в Укреплении Ак-Тюбе была окончена в 1883 году. Возведённое в форме буквы П, одноэтажное, каменное под железной крышей обошлось казне в 34000 рублей. К началу нового учебного года (1884) Буртинское училище встречало в новом помещении. При училище имелся интернат на 30 казахских мальчиков. Русские мальчики допускались к обучению в качестве приходящих. На содержание училища выделялось 5000 руб. в год.

Кроме обучения грамоте в программу было введено обучение ремеслу: столярно-токарному, переплётному, сапожному, а в 1890 году начались уроки пения и гимнастики. Пение преподавал С.С.Малеев, а гимнастику отставной фельдфебель А.А.Иванов.

С переводом училища в Актюбинск перевёлся туда и заведующий таковым А.Мозохин, вторым же учителем был И.С.Спиридонов. В 1887 году Мазохин перешёл в духовное ведомство и с тех пор состоял настоятелем Актюбинской Александро-Невской церкви. В конце 1886 г. Спиридонов тоже перешёл в духовное ведомство и на горизонте Актюбинской жизни больше не появлялся.

Вторым учителем при Спиридонове был В.Е.Лапшин, который после Спиридонова был назначен заведующим училищем, а вторым учителем - казах Валий Измайлов, названный товарищами “Василием Ивановичем”: затем на месте Измайлова перебывали учителями казахи Асавов и Мендыханов. Последние недолго служили учителями, переменив этот род деятельности на канцелярскую службу.

С 1889 года, когда число учащихся мальчиков и девочек достигло 120, был открыт для русских детей параллельный класс, учителем которого был назначен С.С.Малев. Таким образом, 2-х классное училище состояло из двух первых классов - один для казахов-пансионеров и другой - для русских приходящих и одного второго класса для смешанного состава учащихся. В каждом из первых классов было три отделения, а во втором классе - два и курс 2-х классного училища, таким образом, являлся пятилетним.

Система преподавания была классная. Лапшин был учителем 2-го класса, Малев учителем 1-го класса, причём у последнего был помощником казах Арыстангалев, законоучителем всё время был А.А.Мазохин. Преподавателем магометанского вероучения был мулла Мусабеков, человек, имевший огромное влияние на учеников и их родителей. Его дети тоже учились вместе со всеми, подавая тем самым пример остальным. В те времена местное население не очень охотно отдавало детей в русские учебные заведения.

С открытием русского класса в училище стали вводиться новые правила иногда неприемлемые для коренного населения. Например, на уроках запрещалось сидеть в головных уборах, в классах вывешивались иконы, перед занятиями и после читались молитвы и т.п. Однако никаких конфликтов не возникало. "Василий Иванович" и мулла Мусабеков шли навстречу школьным правилам и воспитывали детей на почве религиозной терпимости, любви и уважения друг к другу.

Открытие русского класса в какой-то степени содействовало сближению русских и казахов не только в стенах школы, но и за её пределами. Воспитание взаимного уважения порождало интерес к языку. Понимать и говорить по-казахски считалось само собой разумеющимся.

В последующие годы заведующими училищем были: П.Мартынов, А.Никифиров и А.Афанасьев, переведённый в 1909 году в Актюбинск из Иргизского училища один из серьёзнейших педагогов в Актюбинске того времени.

Когда число детей школьного возраста выросло до 150 и одного училища стало недостаточно, то в 1890 году стараниями священника. А.Э.Мазохина при Александро-Невской церкви была открыта церковно-приходская школа, которая вначале помещалась в наёмном и неудобном помещении, но в 1897 году для этой школы стараниями Арсения был куплен дом у почтмейстера Колчанова (дом Ласковенко), который хотя и не отвечал всем требованиям школьной гигиены, но в сравнении с наёмной квартирой имел несравненно более удобств, хотя бы по своему значительному размеру вмещавшему от 50 до 75 детей.

Первой учительницей церковно-приходской школы была Надежда Ивановна Колчанова, пользовавшаяся любовью и уважением учеников. В школе работали С.Князев и А.Сотников, первый, кажется, работал только один год, а второй довольно продолжительное время. Надо сказать, что при Сотникове учебно-воспитательное дело было поставлено довольно слабо. Это был большой неудачник в жизни и часто пивал горькую.

Кроме этих училищ в Актюбинске существовала частная женская школа г-жи Андрюковой, где девочки наряду с грамотой обучались рукоделию. Но эта школа вскоре была закрыта.

В ознаменование события чудесного избавления от опасностей Царской Семьи 17 октября 1888 года казахами были составлены приговора об обложении 30 коп. покибиточным сбором на постройку женского училища в Актюбинске. 26 сентября 1895 года было открыто русско-казахское женское училище при 70-ти учащихся: 50 русских девочек и 20 казашек. На должность заведующей была назначена А.Можжевитинова, а помощницей Чеботарёва. После Можжевитиновой заведующей была Долгова. А.М.Лапина, сменившая Долгову проработала на этой должности более 10 лет. Кроме директрисы в училище работали ещё две учительницы. Несмотря на то, что училище было выстроено на средства казахов и при училище учреждены интернаты для девочек в последние годы они пустовали. Если в первое время и учились казахские девочки, то только благодаря "мерам" принимаемым уездными начальниками типа Ревякина о грубостях которого ходили легенды. Обычно Ревякин вызывал к себе казахских должностных лиц и приказывал "доставить" в школу столько-то девочек иначе должен оставить службу. "Получив", такое приказание должностные лица разъезжали по аулам и заставляли родителей отдавать девочек в училище. Девочек отдавали только бедные, кто не мог прокормить семью, а в интернате было налажено трёхразовое питание. Но были и такие, кто относился к этому серьёзно. Например, все три дочери Ахметгирея Косвакова это училище закончили и неплохо устроили свою жизнь.

В 1901 году в городе была открыта школа при миссионерском стане так называемая церковь-школа, в которой учились интерно-инородческие дети, преимущественно казахские и русские приходящие. Руководил  школой священник при миссионерском стане Иванов.

Вторая общинная церковно-приходская школа открылась летом 1905 г. Возглавил её священник О.Л.Емельянов.

В 1907 году было открыто городское 4-х классное училище по положению 1872 года, куда допускались и девочки. Училище это вначале помещалось в доме Абрамова, а затем в 1909 году переведено было в более просторный каменный дом Устинова. Инспектором училища был назначен И.Н. Гречкин. С 1909 года при училище начали работать 2-х годичные педагогические курсы для подготовки преподавателей начальных классов. С 1911 года в программу этого заведения введена сокольская гимнастика, которую ведёт учитель А.Курбатов. Преподаёт закон Божий в училище и на педагогических курсах священник Н.Мордвов.

В 1908 году открылось начальное училище о 2-х комплектах, расширенное в 1910 году в 3-х комплектное начальное училище учителями в котором стали работать Н.С.Тараторин, Л.В. Шилохвостов и  Л.Н.Тараторина. С начала училище помещалось в наёмном доме Бондаренко, а затем в 1911 году на средства города с пособием от казны выстроено новое деревянное здание рядом с миссионерской церковь-школой.

В 1912 году городским управлением, а также с пособием от казны было построено 2-х комплексное училище в Ново-Черкасской слободке, куда был назначен учителем Н.Г.Тычков.

В этом же году в пос. Шибаевка тоже начало работать начальное училище, первым учителем которого был назначен выпускник педагогических курсов И.Н.Власов.

Кроме того, в Актюбинске имелись 2 русско-татарских училища: мужское и женское. Первое открыто в 1908 году, второе в 1909 г. на средства мусульманского просветительно-благотворительного общества. Настоящими энтузиастами народного образования зарекомендовали себя здесь С.Алюкоев и мулла Г.Абдулбаниев. Училища построены на средства пожертвователей А.А.Хусаинова, Бр. Губайдуллиных, Ф.Забирова, Г.Сагадеева и др.

5 марта 1909 года было постановлено ходатайствовать об открытии Мариинского училища. На это постановление последовало следующее предложение Тургайского губернатора И.М.Страховского от 21 марта 1909 года № 2061:

"Обсудив журнальное постановление городского управления от 5 марта, я не могу не отметить несколько поверхностное отношение городского управления к удовлетворению нужд города. Вопрос об открытии в 1909/10 учебного года Мариинского училища может быть только в связи с изысканием частных средств на его содержание путём собрания добровольных пожертвований, так как расход этот не был предусмотрен сметой города на 1909 года".

1-го июля 1909 года было введено городское общественное самоуправление и вопрос об открытии женского учебного заведения повышенного типа принял более интенсивный характер.

31 июля возбуждено было новое ходатайство об открытии Мариинского женского училища с ассигнованием от города на содержание такового 2500 руб. в год. По этому ходатайству попечителем учебного округа было внесено представление в М.Н.П. В сентябре 1909 года замминистра Н.П. уведомил попечителя учебного округа, что ввиду уже внесённых в Государственную Думу законопроектов о Высших начальных училищах МНП не признало удобным ныне возбудить перед законодательными учреждениями вопроса об открытии в г. Актюбинске Мариинского женского училища. Ввиду указания Министерства, что для ускорения дела следует сначала обсудить вопрос об открытии прогимназии. Городское управление на экстренном заседании 17 ноября 1909 года постановило:

1. Ходатайствовать об открытии с 1 января 1910 года первых двух классов прогимназии.

2. Ассигновать на содержание прогимназии 2500 рублей и ходатайствовать о пособии из казны.

Однако это и ряд последующих ходатайств долгое время не имели успеха. 

В конце июня 1910 года от жителей города Актюбинска на имя городского старосты поступило коллективное ходатайство об ускорении открытия прогимназии. В августе того же года городское управление командировало в Уфу городского старосту лично ходатайствовать перед городским Попечителем учебного округа о скорейшем открытии прогимназии. Последствием ходатайства 19 октября за № 12855 от Попечителя округа поступило разрешение на открытие прогимназии, причём городскому управлению было предложено избрать кандидатов в члены попечительского Совета и представить на утверждение. В члены попечительского совета были избраны и утверждены: В.И.Мощенский (председатель), священник Леонид Емельянов, З.Куринов, Я.А.Сердюков, В.К.Нечепуренко, В.С.Деркунский, М.В.Безобразов, А.А.Молчанов, П.Д.Доброхотов, Н.И. Чупрунова.

1 ноября при открытии городского Общественного банка была предложена подписка на содержание прогимназии, давшая около 1000 руб. Город ассигновал 3500 руб. в год. Прогимназия при надлежащем оборудовании и сформировании штаба была открыта 12 января 1911 года в составе первых двух классов при 29-ти ученицах. Начальницей прогимназии была приглашена из Оренбургской первой женской гимназии А.П.Сотникова.

Но прогимназия просуществовала только до 1 июля 1911 года, когда было учреждено Мариинское женское училище, а прогимназия закрыта.

Постановление (закон) об учреждении в г. Актюбинске Мариинского женского училища.

1. Учредить с 1 июля 1911 г. в городе Актюбинск женское училище, с профессиональным при нём классом применительно к положению и штату Астраханского м.ж.

2. Отпустить из средств Государственного казначейства на содержание означенного в отделе первом училища в 1911 году 3695 р., а начиная с 1912 г. отпускать на ту же надобность по 7390 р. в год с возложением обязательства на город Актюбинск производить пособие казне на содержание этого училища в размерах в 1911 г. -1250 руб., а начиная с 1912 года по 2500 руб. ежегодно.

3. Указанный в отделе 2 расход по содержанию в 1911 г. означенного в отделе 1 училища отнести на счёт ожидаемых сбережений от назначений по № 181 и 182 государственной росписи расходов на 1911 г.

В Мариинском училище в 1913-14 учебном году уже числилось 125 человек.

13 июня 1912 года последовал закон об открытии в Актюбинске учительской семинарии с начальным при ней училищем с отнесением расходов по открытию и содержанию на кредит государственного казначейства.

5 октября 1912 года в г. Актюбинске состоялось скромное, но имеющее большое значение для всего края торжество - открытие учительской семинарии. Оборудование и открытие семинарии было поручено инспектору начальных училищ П.А.Катонову, который с подобающей ему энергией, быстро исполнил нелёгкое поручение и уже 8-го октября первые 30 учеников сели за парты. Все они прошли вступительные экзамены. Директором нового учебного заведения был назначен В.Ф.Карпов. Первое время семинария помещалась в частном доме Химича. Для строительства типового здания город отвёл самый наилучший участок земли. Теперь проблема с педагогическими кадрами была решена на несколько десятилетий вперёд. Мечта  Василия Ивановича Мощенского осуществилась. А было ему в это время  34 года.

К началу учебного сезона 1915 года на территории Актюбинского уезда было открыто более ста школ, обеспеченных учителями. Около 30-ти из них с национальным уклоном.

Однако на этом Мощенский не успокоился: последним и, можно сказать главным культурным шагом городского старосты явилось открытие учебного заведения первого разряда (частной гимназии). Для маленького, с незначительными средствами, города Актюбинска открытие такой гимназии стало немаловажным событием. Немало потребовалось сил и энергии, чтоб осуществить на  практике задуманное. Для того,  чтобы как-то чётче определить роль городского старосты в этом деле, понять его характер и поступки видно из предполагаемого автором материала, собранного из разных источников, в том числе и рассказов самого Василия Ивановича.

“Бумажное дело” по этому вопросу было заведено ещё в феврале 1911 года. 1 и 22 февраля 1911 года собрание городских уполномоченных при участии местных инспекторов народных и городского училищ, представителей ведомств и сведущих лиц высказалось за безусловную необходимость открытия в г. Актюбинске мужской классической гимназии, поручив городскому старосте собрать все требующиеся сведения, подтверждающие безусловную необходимость открытия таковой. В начале марта 1911 г. от губернатора Тургайской области поступило предложение, в коем говорится, что некоторые из представителей казахов Актюбинского уезда во главе с просвещённым управителем Ахметгареем Косваковым через председательствующего съезда крестьянских начальников М.В. Безобразова выразили желание устройства в г. Актюбинске реального училища в память 300-летия дома Романовых и при этом заявили, что для осуществления этого предложения могут быть использованы до 10000 руб. пожертвованные казахами на проведение телеграфа и прочие суммы каковые находятся теперь без всякого определённого назначения. (Отпало строительство телеграфной линии в г. Кустанай).

Городской староста во исполнение предложения губернатора Тургайской области и постановления собрания городских уполномоченных обратился к учреждениям и лицам Актюбинского, Иргизского, Тургайского и Темирского уездов с анкетой, где главным вопросом стояло - чем могут помочь эти уезды в деле открытия и содержания гимназии и сколько у них детей школьного возраста. Ответы были получены разные. Одни поддерживали идею, другие ссылались на занятость. А время шло.

Наконец, 14 июля за №1092 городским старостой были представлены все статистические данные, подтверждающие безусловную необходимость открытия гимназии. 26 августа за №122 собрание городских уполномоченных на торжественном заседании, посвящённом 100-летнему юбилею Отечественной войны в присутствии господина Тургайского губернатора постановило: ассигновать единовременно на оборудование гимназии 3000 руб. принять за счёт города содержание здания для гимназии впредь до устройства собственного здания, а по устройству такового отпускать ежегодно на пособие гимназии по 3000 руб. В этом деле принял участие и Тургайский губернатор Камергер Эверсман, который в дни 100-летнего юбилея Отечественной войны приезжал в Актюбинск с целью объединить общество в вопросе открытии в г. Актюбинске гимназии и в числе многочисленной публики присутствовал на торжественном заседании собрания городских уполномоченных по этому вопросу, где показал добрый пример, пожертвовав на открытие гимназии 100 руб.

По примеру господина губернатора сделали пожертвования и другие лица. Это окрылило и облегчило дальнейшие шаги городского управления, которое всеми силами добивалось намеченной цели. Впредь до посещения попечителем Оренбургского учебного округа Актюбинска терялись в догадках, как посмотрит на это дело Округ и Министерство. Но вот в ноябре 1912 года Попечитель Округа Владимиров в бытность свою в Актюбинске убедился в необходимости открытия гимназии и дал обещание содействовать скорейшему открытию таковой, при этом преподал практический совет каким путём можно добиться скорейшего осуществления этого вопроса. Совет этот заключался в указании на то, что для осуществления этого вопроса нужно, не ожидая казённой гимназии, открыть частную, так как Министерством скорее преобразуются в казённые частные гимназии, чем открываются новые.

Вопрос этот достиг высшей точки напряжения в июле 1913 года. Городское управление спешно стало изыскивать средства и напрягать все силы к открытию частной гимназии в 1913/14 учебном году в составе 2-х классов.

5 августа 1913 года за №132 собрание городских уполномоченных, подтвердив журнал от 26 августа 1912 года, коим постановлено было ассигновать единовременно на оборудование гимназии 3000 руб. принять на счёт города расход по содержанию здания для гимназии впредь до устройства собственного помещения, а по устройству такового отпускать ежегодно в пособие казне на содержание гимназии 2000 руб. постановило:

1. Ходатайствовать перед господином Попечителем Оренбургского учебного округа об открытии в 1913/14 учебном году частной гимназии в составе первых двух классов.

2. Ходатайствовать перед господином Тургайским губернатором о разрешении условно позаимствовать из специального капитала 1500 руб.

С этим ходатайством городской староста отправился сначала к Тургайскому губернатору, а потом в учебный округ. Поездка эта в округ совпала как раз с тем временем, когда  после смерти Попечителя округа Владимирова  округом управлял окружной инспектор Смирнов.  В округе в принципе никаких препятствий  встречено не было, но напомнили, что необходимо соблюсти некоторую формальность: составить смету по содержанию гимназии и дать от города гарантию по содержанию её впредь до преобразования в казённую.

Возвратившись в Актюбинск, городской староста при участии директора семинарии В.Ф.Карпова, инспектора П.А.Катанова и начальницы Мариинского училища А.П.Скотниковой составил смету по содержанию гимназии. По смете от города требовалось следующее пособие в 1913-14 г.  – 3000 руб., 14-15-16 – 3850 руб., 16-18 – 61000 руб., 17-18 – 8150 руб.

По этой смете город дал гарантию, снова командировав городского старосту в г. Уфу. Но, прежде чем отправиться в округ, нужно было получить от Тургайского губернатора утверждение журнала. А это снова непредвиденная остановка в Оренбурге.

В это время из-за отсутствия губернатора областью управлял вице-губернатор, потребовавший точно и определённо указать источники дохода. "…Откуда у города могут быть "лишние" деньги?" Положение создалось патовое. Деньги, конечно, не могут свалиться с неба, но и изыскать, указав экспромтом, источник не представлялось никакой возможности.

Пришлось снова возвращаться в Актюбинск и снова обратиться к обществу за помощью, причём городской староста начал убеждать горожан создать специальное "Общество распространения среднего образования" и дать гарантию, на которую мог бы опереться народ. Собрание не поняло истинного положения дела и предложение городского  старосты вначале было принято скептически, если не сказать больше. Один из присутствующих уполномоченных сказал: "Город, как страус прячет свою голову".

 Имелось, ввиду, организация новой бюрократической системы исключительно для того, чтобы зарегистрировать гимназию.

"Оставалось одно, или на всё махнуть рукой или … ни на кого не рассчитывать и всю ответственность взять на себя. А это уже чревато большим риском. Я принял решение пойти на риск. И я сразу же направился  в Уфу. Вопрос о гарантии своими силами прошёл удачно. Но в Уфе меня снова постигло разочарование. Ждали нового попечителя округа Н.И.Тихомирова. Никто не мог сказать точно, когда он прибудет. Все советовали приехать через месяц-полтора".

Но не тот характер был у Актюбинского городского головы, чтобы снова вернуться на родину с пустыми руками. Над было набраться мужества, терпения и ждать … ждать. И Мощенский ждал. Ждал 22 дня. Наконец городской староста официально был принят новым (по слухам непредсказуемым) Попечителем. Три дня в канцелярии изучались и согласовывались документы, снова три дня томительных ожиданий. Наконец, 23 сентября, на заседании попечительского Совета было разрешено открыть актюбинское учебное заведение 1 разряда.

Оживлённый обмен мнениями попечительского Совета вызвал в основном вопрос о разряде учебного заведения. Городской староста усиленно добивался 1-го разряда, а по закону и по практике нужно было дать второй разряд. Городской староста мотивировал настоятельную необходимость в присвоении первого разряда, даже тем, что в малонаселённом крае, особенно среди мусульманского населения слово первый имеет громаднейшее психологическое значение, а значит и преимущество перед другими нумерациями. Слово первый гораздо успешнее привлечёт в стены учебного заведения детей мусульман, чем второй.

Разумеется, это была не единственная аргументация, выставленная комиссии из 9 человек. В конечном итоге семеро проголосовали за 1 разряд. Так, в Актюбинске не в пример другим городам России было открыто учебное заведение не 2-го, как полагалось по существующим нормам и правилам, а первого разряда.

Публикуя этот факт, я бы хотел, чтобы читатель всё же больше обратил внимание не на степень разряда, а на характер Мощенского его умение ладить с людьми, (а это, значит, добиваться поставленной цели), фанатизм в самом лучшем смысле этого слова и чётко, насколько это вообще возможно человеку предвидеть будущее. Поэтому главу о народном образовании я, как и начал закончу, мыслью нашего первого городского старосты, чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть незаурядность этого человека: "Благодаря широкому внедрению народного образования путём строительства учебных заведений в начале столетия Актюбинск минула участь Иргиза, Тургая, Челкара, Кызылорды, Аральска и т.д.". Мы должны гордиться этим человеком, нашим замечательным земляком.